Статьи

Разделы:

Надежные тормоза

Надежные тормоза - Манжета главного тормозного цилиндра разбухла

Манжета главного тормозного  цилиндра разбу­хает или в результате длительной эксплуатации, или из-за применения плохой тормозной жидкости. В таком слу­чае при полностью отпущенной педали наблюдается при­тормаживание   колес.  Если   начать   увеличивать   зазор между накладками и барабаном, то это не даст никако­го результата.

Надо разобрать цилиндр, промыть систему спиртом или свежей тормозной жидкостью и заменить манжету.

При заклинивании поршней колесных цилиндров смотрите способ устранения в соответствующем разделе.

Надежные тормоза - Поршень колесного цилиндра заклинился

 За­клинивание поршня одного из колесных цилиндров мо­жет произойти из-за проникновения в него грязи. Такой цилиндр следует снять, разобрать и очистить. Если он подвергся сильной коррозии,  его необходимо заменить новым.

При эксплуатации автомобиля происходит износ накладок и тормозного    барабана.  При сильном износе и накладок и барабана даже одного из колес торможение   автомобиля становится   малоэффек­тивным.

Изношенные накладки нужно заменить новыми. Для этого следует поднять домкратом одну сторону автомо­биля и снять колесо. Затем снять тормозной барабан. Стяжную пружину колодок надо также отсоединить, а за ней - и колодки. Старые заклепки целесообразно высверливать, так как срубывание их зубилом может повредить форму колодки или отверстия для заклепок. Колодку необходимо очистить от грязи и установить на нее новую накладку. Отверстия под заклепки лучше всего сверлить со стороны колодки, а снаружи раззенковывать их на глубину 3-4 мм, после чего, алюминиевые, латунные или медные заклепки можно вставить в отверстия накладки. Расклепывание заклепок рекомен­дуется производить со стороны колодки на оправке, за­жатой в тисках. Головки заклепок должны утопать в накладке на 2-3 мм от поверхности. Концы накладок надо опилить на конус, а их поверхность зачистить наждачным кругом или напильником. После этого, устано­вив колодки на место, собрать колесо в обратной после­довательности.

Надежные тормоза - Регулировка колесного тормоза нарушена

Пра­вильная регулировка системы торможения обеспечивает одновременное действие всех колес. Даже при нарушен­ной  регулировке системы торможения одного из  колес выезжать в рейс нельзя. Восстановить работоспособность колесного тормоза можно только его тщательной регу­лировкой.

Если тормоз одного из колес замаслился, то смотрите способ устранения описанный при замасливании тормозов.

Надежные тормоза - Тормозные накладки прижимаются к барабану

Накладки при торможении дол­жны прижиматься равномерно по всей поверхности ба­рабана. Однако после смены колодок или накладок мо­жет нарушиться их установка. В этом случае накладки будут прижиматься только верхней или нижней частью. Торможение автомобиля  станет малоэффективным.

Категорически запрещается ездить на автомобиле с такими тормозами. Восстановить их работоспособность следует тщательной регулировкой правильного положе­ния колодок. Для этого надо нажать на педаль тормоза и закрепить ее, гайку 1 ослабить, палец 2 вра­щать ключом   до тех пор,  пока  колодки  не упрутся  в барабан. Закрепить гайку 1, удерживая одновременно палец 2 от проворачивания.

То же проделать с другой колодкой колеса. После этого педаль тормоза отпустить. Далее следует в окно барабана вставить щуп с таким расчетом, чтобы он по­пал между накладкой и внутренней поверхностью бара­бана. При этом следует регулировочный эксцентрик вра­щать ключом за головку 3 до тех пор, пока щуп не будет зажат между накладкой и внутренней поверхностью барабана.

Правильным считается такое положение колодки, когда величина зазора на расстоянии 30-35 мм от кон­ца накладок будет в нижней части 0,12 мм, а в верх­ней - 0,25   мм.

Надежные тормоза - Зазор между накладками и тормозным барабаном отсутствует

Нормальный зазор между    накладками  и тормозным   барабаном   обеспечивает   хорошую   работу тормоза. Чтобы восстановить нормальный зазор между накладками колодок и барабаном, следует его отрегули­ровать.

Случается, что поршни колесных тормозов  цилиндров  закли­нились.  Заклинивание    поршней  чаще  всего  возникает вследствие кристаллизации тормозной  жидкости   (если она низкого качества)  между поршнем и внутренней по­верхностью колесного цилиндра.

Чтобы устранить заклинивание, надо снять колесный цилиндр, промыть его, собрать в обратной последова­тельности, после чего заменить тормозную жидкость.

Надежные тормоза - Зазор между накладками и тормозным барабаном увеличен

Увеличенный зазор между накладками и барабаном появляется от их естественного износа. Для того   чтобы   восстановить   нормальный   зазор   между тормозным барабаном и накладками колодок, надо произвести частичную регулировку тормозов. Она   выполняется   эксцентриком   1.   Щуп   2   толщиной 0,25 мм вставляют через окно барабана на рас­стоянии 30-35 мм от верхнего края накладки и поворотом эксцентрика слегка зажимают его ме­жду колодкой и бараба­ном. Затем вынимают щуп и поворачивают ко­лесо. Оно должно свобод­но вращаться.

Эта регулировка ино­гда выполняется несколь­ко иначе - регулировоч­ный эксцентрик повора­чивают до тех  пор,   пока колодка не начнет затормаживать колесо, далее, про­должая вращать эксцентрик, его постепенно отпускают до свободного хода колеса.

Качество регулировки проверяют путем торможения автомобиля на ходу. Во время остановок надо прове­рять нагрев барабанов на ощупь. При номинальных за­зорах педаль должна иметь нормальный свободный ход.

Надежные тормоза - Замачивание тормозов

Замачивание тормозов - одна из распространенных причин ненормальной работы системы тормозов. Вода проникает внутрь тормозного барабана во время движения машины в дождь или пе­реезде вброд водоемов. Это может случиться и во время мойки автомобиля.

Действие замоченных тормозов резко ухудшается. Даже полный нажим на педаль не дает должного эф­фекта.

Для того чтобы устранить замачивание, надо проде­лать несколько последовательных торможений, чтобы под действием выделяемого тепла тормоза просохли и стали нормально функционировать.

Скорость движения автомобиля при замоченных тор­мозах не должна превышать 10-15 км в час.

Часто на внутренней поверхности барабана появляются кольцевые борозды. Кольцевые борозды образуются из-за царапающего действия головок заклепок, которые вы­ступают над поверхностью  тормозных накладок. Тогда появляется скрип тормозов, рабочая поверхность накла­док    уменьшается, а  эффективность    торможения  сни­жается.

Не следует допускать выступления головок закле­пок, так как накладки сменить легче, чем расточить ба­рабан.

 

Надежные тормоза - Замачивание тормозов

Замачивание тормозов - одна из распространенных причин ненормальной работы системы тормозов. Вода проникает внутрь тормозного барабана во время движения машины в дождь или пе­реезде вброд водоемов. Это может случиться и во время мойки автомобиля.

Действие замоченных тормозов резко ухудшается. Даже полный нажим на педаль не дает должного эф­фекта.

Для того чтобы устранить замачивание, надо проде­лать несколько последовательных торможений, чтобы под действием выделяемого тепла тормоза просохли и стали нормально функционировать.

Скорость движения автомобиля при замоченных тор­мозах не должна превышать 10-15 км в час.

Часто на внутренней поверхности барабана появляются кольцевые борозды. Кольцевые борозды образуются из-за царапающего действия головок заклепок, которые вы­ступают над поверхностью  тормозных накладок. Тогда появляется скрип тормозов, рабочая поверхность накла­док    уменьшается, а  эффективность    торможения  сни­жается.

Не следует допускать выступления головок закле­пок, так как накладки сменить легче, чем расточить ба­рабан.

 

Надежные тормоза - Замасливание тормозов

Замасливание  тормоз­ных  механизмов снижает  эффективность их действия.

На кромках барабана и дисков крепления колодок но время работы появляются масляные потеки. Коэффи­циент трения накладок падает до 0,15 вместо обычного 0,5-0,4.

Устраняется замасливание очисткой тормозов. Но пе­ред очисткой обязательно надо выяснить и устранить причину замасливания.

Передние колеса чаще всего замасливаются от пере­полнения смазкой ступицы колеса или от низкого каче­ства масла, а также из-за перетяжки подшипников (сту­пицы при этом сильно нагреваются). Задние колеса за­масливаются от повышенного уровня смазки в картере заднего моста или из-за пропуска масла через сальники.

В современных автомобилях в верхней части веду­щего моста установлен специальный клапан - «сапун». Он поддерживает нормальное давление в картере. При его засорении давление в картере повышается, и смазка проникает через сальники в тормозные механизмы. Это же случится, если засорены дренажные отверстия тормо­зов. Их следует регулярно прочищать.

Замасленные тормоза надо промыть, колодки снять и опустить в бензин на 25-35 минут, металлической щеткой очистить рабочую поверхность накладок. Остальные части тормозных механизмов промывают керосином.

Промывку тормозов с гидроприводом рекомендуется производить особенно осторожно, чтобы керосин или бензин не попали в тормозной цилиндр. Не следует про­каливать колодки на огне, так как при этом выгорает масло, а накладки снижают свою прочность.

 

Надежные тормоза - Крепление тяги привода ручного тормоза нарушено

Во время движения автомобиля тяга привода руч­ного тормоза, как и многие другие детали, подвергается вибрации, от которой ее крепление нередко ослабевает. Тогда  появляется  характерный стук.

В этом случае необходимо остановить автомобиль и выяснить причину, почему нарушилось крепление тяги. После этого тягу следует закрепить и лишь тогда про­должать движение.

Иногда происходит, что зазор между  штоком  и  поршнем главного  ци­линдра увеличен. Нормальный зазор между  штоком  и поршнем   главного  тормозного  цилиндра  должен   быть в пределах 1,5-2,5 мм.  Увеличенный или уменьшенный зазор следует устранить регулировкой длины штока.

Случается и значительное попадание воздуха в систему ги­дропривода. Если тормоза приходят в действие не с пер­вого усилия при нажатии на педаль, или, как говорят шоферы, «не с первого качка», то это указывает на то, что в систему попало значительное количество воздуха или там образовался   слишком    большой зазор между колодками и барабаном. Чтобы отрегулировать нормаль­ный ход педали, следует прокачать гидравлический при­вод.


Надежные тормоза - Манжета закрывает компенсационное отверстие

Если компенсационное отверстие закрыто манжетой, то полное расторможе­ние колес автомобиля не происходит, так как жидкость постоянно находится в колесных тормозных цилиндрах. Это явление обычно обнаруживается по отсутствию сво­бодного  хода педали.

Чтобы восстановить работоспособность тормозов, надо отрегулировать свободный ход педали.

Нормальную величину свободного хода педали тормо­за обусловливает зазор в 1,5-2,5 мм между штоком и поршнем главного цилиндра. Этот зазор обеспечивает свободный отход поршня в крайнее положение, благодаря чему полностью открывается компенсацион­ное отверстие. Величину свободного хода можно регу­лировать, вращая шток за шестигранную головку 1, при отпущенной контргайке 2. Нормальная величина свобод­ного хода педали должна быть 8-15 мм. Увеличенный свободный ход    снижает    надежность    торможения,  а уменьшенный вызывает произвольное притормаживание автомобиля.

 

Надежные тормоза - Поршень главного тормозного цилиндра заклинился

Заклинивание поршня   главного  тормозного ци­линдра чаще всего происходит из-за    загрязнения, вы­званного   небрежным    проведением    профилактических работ в период сезонного обслуживания автомобиля.

Гидравлический привод надо промывать осенью при смене тормозной жидкости. Главный тормозной цилиндр, а также колесные цилиндры необходимо снять и про­мыть спиртом или свежей тормозной жидкостью. Следы коррозии на внутренней поверхности цилиндров удаляют стеклянной шкуркой № 100. После этого цилиндры про­мывают спиртом. При сборке тормозных цилиндров алюминиевые поршни смазываются касторовым маслом. Категорически запрещается промывать гидропривод бензином, керосином и минеральными маслами.

Работа гидропривода зависит от состава тормозной жидкости. Наиболее распространена жидкость на гликолевой основе ГТЖ-22  с присадкой ТАФ. Эта присадка предотвращает коррозию металла. Жидкости на касто­ровой основе (ЭКС-40% этилового спирта и 60% касторового масла, БКС - 50% бутилового спирта и 50% касторового масла и АКС - 60% изоамилового спир­та и 40% касторового масла) обладают хорошей смазы­вающей способностью. Однако при температуре возду­ха -25 и ниже эта смесь не обеспечивает нормальную работу гидропривода, так как она кристаллизуется, а затем в ней вымерзает касторовое масло.

Во время сильных морозов применяются спиртоглицериновые жидкости, но для кратковременной эксплуа­тации (2-3 месяца). Состав этих смесей - 35-50% очищенного глицерина на 65-50% безводного винного спирта. Однако такие жидкости имеют существенные не­достатки - глицерин обладает низкой смазывающей способностью, появляется коррозия металлических де­талей.

Есть еще жидкость на нефтяной основе - ГТН  которая характеризуется высокой ста­бильностью, низкой температурой застывания (-63 градуса), хорошо прокачивается зимой. Высокая температура на­чала ее кипения предотвращает летом образование па­ровых пробок в системе. Но эту жидкость можно при­менять только в том случае, если заменить все резино­вые детали бензостойкими.

Категорически запрещается смешивать различные тормозные смеси. Смешанная жидкость в процессе ра­боты пенится, летом становится чрезмерно жидкой, а зимой слишком вязкой. Нельзя также применять мине­ральные масла и ацетон в качестве заменителей тормоз­ной жидкости.

Помните, что тормозные жидкости ядовиты!

Надежные тормоза - Тормозная жидкость вытекла

В случае повреж­дения гидропривода тормозная жидкость может вытечь. Повреждение чаще всего происходит в  соединительных штуцерах, тройниках и  колесных тормозных цилиндрах.

Прежде чем заправить систему, надо выяснить при­чину вытекания жидкости и устранить неисправность.

При заполнении системы пробку резервуара следует очистить от грязи. Уровень жидкости должен быть на 10-15 мм ниже верхней кромки заливной горловины. После заправки гидропривод следует прокачать.

Воздух в систему гидропривода может попасть в случае пониже­ния уровня тормозной жидкости в главном тормозном цилиндре 9 или нарушения герметичности системы. Тогда тормоза откажут, так как педаль будет проваливаться.

Чтобы восстановить нормальную работу тормозов, надо прокачать гидравлический привод в следующей последовательности: вначале задний правый колесный цилиндр 1, потом передний правый 2, затем передний левый 3 и наконец задний левый 4. На автомобилях, где передние тормоза имеют по два колесных цилиндра, сле­дует прокачивать вначале нижний, а затем верхний ци­линдры.

Перед тем, как удалить воздух из системы гидропри­вода, надо вывернуть болт перепускного клапана 1 и вместо него ввернуть штуцер 2 с резиновым шлангом длиной 360-410 мм. Свободный конец шланга опустить в банку, наполовину заполненную тормозной жидкостью. Затем перепускной клапан отвернуть на пол-оборота. После этого надо быстро нажимать, а затем медленно отпускать педаль тормоза до тех пор, пока не прекратится выделение пузырьков воздуха из шланга.