Надежные тормоза - Манжета главного тормозного цилиндра разбухла
Манжета главного тормозного цилиндра разбухает или в результате длительной эксплуатации, или из-за применения плохой тормозной жидкости. В таком случае при полностью отпущенной педали наблюдается притормаживание колес. Если начать увеличивать зазор между накладками и барабаном, то это не даст никакого результата.
Надо разобрать цилиндр, промыть систему спиртом или свежей тормозной жидкостью и заменить манжету.
При заклинивании поршней колесных цилиндров смотрите способ устранения в соответствующем разделе.
Надежные тормоза - Поршень колесного цилиндра заклинился
Заклинивание поршня одного из колесных цилиндров может произойти из-за проникновения в него грязи. Такой цилиндр следует снять, разобрать и очистить. Если он подвергся сильной коррозии, его необходимо заменить новым.
При эксплуатации автомобиля происходит износ накладок и тормозного барабана. При сильном износе и накладок и барабана даже одного из колес торможение автомобиля становится малоэффективным.
Изношенные накладки нужно заменить новыми. Для этого следует поднять домкратом одну сторону автомобиля и снять колесо. Затем снять тормозной барабан. Стяжную пружину колодок надо также отсоединить, а за ней - и колодки. Старые заклепки целесообразно высверливать, так как срубывание их зубилом может повредить форму колодки или отверстия для заклепок. Колодку необходимо очистить от грязи и установить на нее новую накладку. Отверстия под заклепки лучше всего сверлить со стороны колодки, а снаружи раззенковывать их на глубину 3-4 мм, после чего, алюминиевые, латунные или медные заклепки можно вставить в отверстия накладки. Расклепывание заклепок рекомендуется производить со стороны колодки на оправке, зажатой в тисках. Головки заклепок должны утопать в накладке на 2-3 мм от поверхности. Концы накладок надо опилить на конус, а их поверхность зачистить наждачным кругом или напильником. После этого, установив колодки на место, собрать колесо в обратной последовательности.
Надежные тормоза - Регулировка колесного тормоза нарушена
Правильная регулировка системы торможения обеспечивает одновременное действие всех колес. Даже при нарушенной регулировке системы торможения одного из колес выезжать в рейс нельзя. Восстановить работоспособность колесного тормоза можно только его тщательной регулировкой.
Если тормоз одного из колес замаслился, то смотрите способ устранения описанный при замасливании тормозов.
Надежные тормоза - Тормозные накладки прижимаются к барабану
Категорически запрещается ездить на автомобиле с такими тормозами. Восстановить их работоспособность следует тщательной регулировкой правильного положения колодок. Для этого надо нажать на педаль тормоза и закрепить ее, гайку 1 ослабить, палец 2 вращать ключом до тех пор, пока колодки не упрутся в барабан. Закрепить гайку 1, удерживая одновременно палец 2 от проворачивания.
То же проделать с другой колодкой колеса. После этого педаль тормоза отпустить. Далее следует в окно барабана вставить щуп с таким расчетом, чтобы он попал между накладкой и внутренней поверхностью барабана. При этом следует регулировочный эксцентрик вращать ключом за головку 3 до тех пор, пока щуп не будет зажат между накладкой и внутренней поверхностью барабана.
Правильным считается такое положение колодки, когда величина зазора на расстоянии 30-35 мм от конца накладок будет в нижней части 0,12 мм, а в верхней - 0,25 мм.
Надежные тормоза - Зазор между накладками и тормозным барабаном отсутствует
Нормальный зазор между накладками и тормозным барабаном обеспечивает хорошую работу тормоза. Чтобы восстановить нормальный зазор между накладками колодок и барабаном, следует его отрегулировать.
Случается, что поршни колесных тормозов цилиндров заклинились. Заклинивание поршней чаще всего возникает вследствие кристаллизации тормозной жидкости (если она низкого качества) между поршнем и внутренней поверхностью колесного цилиндра.
Чтобы устранить заклинивание, надо снять колесный цилиндр, промыть его, собрать в обратной последовательности, после чего заменить тормозную жидкость.
Надежные тормоза - Зазор между накладками и тормозным барабаном увеличен
Эта регулировка иногда выполняется несколько иначе - регулировочный эксцентрик поворачивают до тех пор, пока колодка не начнет затормаживать колесо, далее, продолжая вращать эксцентрик, его постепенно отпускают до свободного хода колеса.
Качество регулировки проверяют путем торможения автомобиля на ходу. Во время остановок надо проверять нагрев барабанов на ощупь. При номинальных зазорах педаль должна иметь нормальный свободный ход.
Надежные тормоза - Замачивание тормозов
Замачивание тормозов - одна из распространенных причин ненормальной работы системы тормозов. Вода проникает внутрь тормозного барабана во время движения машины в дождь или переезде вброд водоемов. Это может случиться и во время мойки автомобиля.
Действие замоченных тормозов резко ухудшается. Даже полный нажим на педаль не дает должного эффекта.
Для того чтобы устранить замачивание, надо проделать несколько последовательных торможений, чтобы под действием выделяемого тепла тормоза просохли и стали нормально функционировать.
Скорость движения автомобиля при замоченных тормозах не должна превышать 10-15 км в час.
Часто на внутренней поверхности барабана появляются кольцевые борозды. Кольцевые борозды образуются из-за царапающего действия головок заклепок, которые выступают над поверхностью тормозных накладок. Тогда появляется скрип тормозов, рабочая поверхность накладок уменьшается, а эффективность торможения снижается.
Не следует допускать выступления головок заклепок, так как накладки сменить легче, чем расточить барабан.
Надежные тормоза - Замачивание тормозов
Замачивание тормозов - одна из распространенных причин ненормальной работы системы тормозов. Вода проникает внутрь тормозного барабана во время движения машины в дождь или переезде вброд водоемов. Это может случиться и во время мойки автомобиля.
Действие замоченных тормозов резко ухудшается. Даже полный нажим на педаль не дает должного эффекта.
Для того чтобы устранить замачивание, надо проделать несколько последовательных торможений, чтобы под действием выделяемого тепла тормоза просохли и стали нормально функционировать.
Скорость движения автомобиля при замоченных тормозах не должна превышать 10-15 км в час.
Часто на внутренней поверхности барабана появляются кольцевые борозды. Кольцевые борозды образуются из-за царапающего действия головок заклепок, которые выступают над поверхностью тормозных накладок. Тогда появляется скрип тормозов, рабочая поверхность накладок уменьшается, а эффективность торможения снижается.
Не следует допускать выступления головок заклепок, так как накладки сменить легче, чем расточить барабан.
Надежные тормоза - Замасливание тормозов
Замасливание тормозных механизмов снижает эффективность их действия.
На кромках барабана и дисков крепления колодок но время работы появляются масляные потеки. Коэффициент трения накладок падает до 0,15 вместо обычного 0,5-0,4.
Устраняется замасливание очисткой тормозов. Но перед очисткой обязательно надо выяснить и устранить причину замасливания.
Передние колеса чаще всего замасливаются от переполнения смазкой ступицы колеса или от низкого качества масла, а также из-за перетяжки подшипников (ступицы при этом сильно нагреваются). Задние колеса замасливаются от повышенного уровня смазки в картере заднего моста или из-за пропуска масла через сальники.
В современных автомобилях в верхней части ведущего моста установлен специальный клапан - «сапун». Он поддерживает нормальное давление в картере. При его засорении давление в картере повышается, и смазка проникает через сальники в тормозные механизмы. Это же случится, если засорены дренажные отверстия тормозов. Их следует регулярно прочищать.
Замасленные тормоза надо промыть, колодки снять и опустить в бензин на 25-35 минут, металлической щеткой очистить рабочую поверхность накладок. Остальные части тормозных механизмов промывают керосином.
Промывку тормозов с гидроприводом рекомендуется производить особенно осторожно, чтобы керосин или бензин не попали в тормозной цилиндр. Не следует прокаливать колодки на огне, так как при этом выгорает масло, а накладки снижают свою прочность.
Надежные тормоза - Крепление тяги привода ручного тормоза нарушено
Во время движения автомобиля тяга привода ручного тормоза, как и многие другие детали, подвергается вибрации, от которой ее крепление нередко ослабевает. Тогда появляется характерный стук.
В этом случае необходимо остановить автомобиль и выяснить причину, почему нарушилось крепление тяги. После этого тягу следует закрепить и лишь тогда продолжать движение.
Иногда происходит, что зазор между штоком и поршнем главного цилиндра увеличен. Нормальный зазор между штоком и поршнем главного тормозного цилиндра должен быть в пределах 1,5-2,5 мм. Увеличенный или уменьшенный зазор следует устранить регулировкой длины штока.
Случается и значительное попадание воздуха в систему гидропривода. Если тормоза приходят в действие не с первого усилия при нажатии на педаль, или, как говорят шоферы, «не с первого качка», то это указывает на то, что в систему попало значительное количество воздуха или там образовался слишком большой зазор между колодками и барабаном. Чтобы отрегулировать нормальный ход педали, следует прокачать гидравлический привод.
Надежные тормоза - Манжета закрывает компенсационное отверстие
Чтобы восстановить работоспособность тормозов, надо отрегулировать свободный ход педали.
Нормальную величину свободного хода педали тормоза обусловливает зазор в 1,5-2,5 мм между штоком и поршнем главного цилиндра. Этот зазор обеспечивает свободный отход поршня в крайнее положение, благодаря чему полностью открывается компенсационное отверстие. Величину свободного хода можно регулировать, вращая шток за шестигранную головку 1, при отпущенной контргайке 2. Нормальная величина свободного хода педали должна быть 8-15 мм. Увеличенный свободный ход снижает надежность торможения, а уменьшенный вызывает произвольное притормаживание автомобиля.
Надежные тормоза - Поршень главного тормозного цилиндра заклинился
Заклинивание поршня главного тормозного цилиндра чаще всего происходит из-за загрязнения, вызванного небрежным проведением профилактических работ в период сезонного обслуживания автомобиля.
Гидравлический привод надо промывать осенью при смене тормозной жидкости. Главный тормозной цилиндр, а также колесные цилиндры необходимо снять и промыть спиртом или свежей тормозной жидкостью. Следы коррозии на внутренней поверхности цилиндров удаляют стеклянной шкуркой № 100. После этого цилиндры промывают спиртом. При сборке тормозных цилиндров алюминиевые поршни смазываются касторовым маслом. Категорически запрещается промывать гидропривод бензином, керосином и минеральными маслами.
Работа гидропривода зависит от состава тормозной жидкости. Наиболее распространена жидкость на гликолевой основе ГТЖ-22 с присадкой ТАФ. Эта присадка предотвращает коррозию металла. Жидкости на касторовой основе (ЭКС-40% этилового спирта и 60% касторового масла, БКС - 50% бутилового спирта и 50% касторового масла и АКС - 60% изоамилового спирта и 40% касторового масла) обладают хорошей смазывающей способностью. Однако при температуре воздуха -25 и ниже эта смесь не обеспечивает нормальную работу гидропривода, так как она кристаллизуется, а затем в ней вымерзает касторовое масло.
Во время сильных морозов применяются спиртоглицериновые жидкости, но для кратковременной эксплуатации (2-3 месяца). Состав этих смесей - 35-50% очищенного глицерина на 65-50% безводного винного спирта. Однако такие жидкости имеют существенные недостатки - глицерин обладает низкой смазывающей способностью, появляется коррозия металлических деталей.
Есть еще жидкость на нефтяной основе - ГТН которая характеризуется высокой стабильностью, низкой температурой застывания (-63 градуса), хорошо прокачивается зимой. Высокая температура начала ее кипения предотвращает летом образование паровых пробок в системе. Но эту жидкость можно применять только в том случае, если заменить все резиновые детали бензостойкими.
Категорически запрещается смешивать различные тормозные смеси. Смешанная жидкость в процессе работы пенится, летом становится чрезмерно жидкой, а зимой слишком вязкой. Нельзя также применять минеральные масла и ацетон в качестве заменителей тормозной жидкости.
Помните, что тормозные жидкости ядовиты!
Надежные тормоза - Тормозная жидкость вытекла
В случае повреждения гидропривода тормозная жидкость может вытечь. Повреждение чаще всего происходит в соединительных штуцерах, тройниках и колесных тормозных цилиндрах.
Прежде чем заправить систему, надо выяснить причину вытекания жидкости и устранить неисправность.
При заполнении системы пробку резервуара следует очистить от грязи. Уровень жидкости должен быть на 10-15 мм ниже верхней кромки заливной горловины. После заправки гидропривод следует прокачать.
Воздух в систему гидропривода может попасть в случае понижения уровня тормозной жидкости в главном тормозном цилиндре 9 или нарушения герметичности системы. Тогда тормоза откажут, так как педаль будет проваливаться.
Чтобы восстановить нормальную работу тормозов, надо прокачать гидравлический привод в следующей последовательности: вначале задний правый колесный цилиндр 1, потом передний правый 2, затем передний левый 3 и наконец задний левый 4. На автомобилях, где передние тормоза имеют по два колесных цилиндра, следует прокачивать вначале нижний, а затем верхний цилиндры.
Перед тем, как удалить воздух из системы гидропривода, надо вывернуть болт перепускного клапана 1 и вместо него ввернуть штуцер 2 с резиновым шлангом длиной 360-410 мм. Свободный конец шланга опустить в банку, наполовину заполненную тормозной жидкостью. Затем перепускной клапан отвернуть на пол-оборота. После этого надо быстро нажимать, а затем медленно отпускать педаль тормоза до тех пор, пока не прекратится выделение пузырьков воздуха из шланга.